История      Культура      Образование      Общество      Политика      Религия      Спорт      Это интересно  


«Потомок великого князя»

Icon На Северо-Кавказской студии кинохроники закончилась работа над документальным фильмом «Потомок великого князя», рассказывающим о выдающемся человеке – Григории Гагарине. Мы с особой гордостью и трепетом представляем его читателям, потому что сценаристом и режиссером фильма является наша коллега – корреспондент газеты «Владикавказ» Мадина ТЕЗИЕВА.

- Мадина, личность Григория Гагарина не известна широкой публике. Как, откуда ты сама о нем узнала?

- Первый раз я прочла о нем в книге библиографа Людмилы Хмелевой, возглавляющей отдел искусств в научной библиотеке, «Русские деятели культуры во Владикавказе». Уже тогда Григорий Гагарин меня заинтересовал. Позже во время съемок фильма «Палитра Тибула» о современных художниках в фондах одного из музеев я увидела альбом литографий Гагарина – очень редкое издание, выпущенное в Париже еще при жизни автора. В 90-х годах я подала заявку в федеральное агентство (тогдашнее «Госкино») на съемку фильма о нем. Эта организация финансирует фильмы, которые можно назвать национальными проектами, имеющими государственное значение. При большом конкурсе заявка прошла, но фильм так и не был снят, потому что практически полностью остановилось кинопроизводство. А студия Северо-Кавказской кинохроники несколько лет вовсе не работала. На 2006 год я подала новую заявку по этой же теме, но уже дополненную новыми сведениями, и она снова выиграла конкурс…

- Чем так захватил тебя князь Гагарин?

- Во-первых, князья Гагарины – потомки Рюриковичей, берут свое начало от ветки Всеволода Большое Гнездо. Всеволод Большое Гнездо был женат на ясыне. (В Древней Руси асы, ясы – одно из названий древних алан, - прим. ред.) Из этой же ветки, к примеру, Александр Невский. Отец Григория Гагарина был известным дипломатом, а потому детство князя можно назвать счастливым. Он объездил с отцом всю Европу. И все то, что другим приходилось изучать по репродукциям, видел воочию. Одним из его учителей был Карл Брюллов. Григорий практически не закончил никакого художественного учебного заведения, но те уроки, которые он получил в ходе домашнего образования, стоили многого. На Кавказ Гагарин был сослан как участник «Кружка шестнадцати» – организации оппозиционной молодежи и как друг Лермонтова. Здесь он служил в должности полкового художника и со временем сильно развил свой дар моментальной зарисовки. Его рисунки реалистичны, но в то же время с юмором. Позднее были изданы два альбома рисунков: «Костюмы Кавказа» и «Живописный Кавказ». Его очень интересовали орнаменты, которые он стал собирать, особенно увлекся солнечной, солярной символикой. В нашей национальной научной библиотеке есть редкое издание его орнаментов. Любовь всей его жизни – Византия. Гагарин больше известен как ученый-византинист. Его поразило то, что на Кавказе он везде находил следы этой культуры, так как Алания в свое время относилась к византийской митрополии. Он поставил перед собой цель возродить на Кавказе византийский стиль. Кроме того, он очень увлекся строительством православных храмов на Кавказе. Являясь сыном дипломата, а потом служа в Департаменте иностранных дел, он прекрасно сознавал, что укрепление позиций России в мире неотъемлемо от укрепления православия, потому что именно православие делает Россию Россией. По его проекту был построен знаменитый Сионский храм в Тбилиси. Кроме того, считается, что фрески были сделаны по его эскизам.

- А в Осетии есть гагаринские храмы?

- Да, Алагирский собор был построен по его проекту. К сожалению, в храме многое не сохранилось. В нем были часы, подаренные князем Барятинским, они пропали после революции. Была разрушена колокольня – новую попытались воссоздать в прежнем стиле.
Кстати сказать, Гагарин более известен как президент академии художеств и как человек, создавший при ней музей древностей. А как художник он практически мало известен, и вот сейчас искусствоведы поставили перед собой задачу собрать воедино все храмы, построенные по его проектам. Один из храмов в Моздоке был построен по проекту Гагарина. По гагаринским проектам строили и полковые часовни. На его личные средства был построен театр в Тбилиси, правда, он сгорел еще до революции, но остались эскизы, описания.

- Давай немного поговорим непосредственно о фильме...

- Фильм построен так, что повествование идет от лица молодого осетина, который рассказывает, как он открыл для себя художника Григория Гагарина. Фильм снят в технике кино. Сегодня снимать на пленку - удовольствие дорогое и возможно только при поддержке государства или спонсоров, но для документального кино их найти практически невозможно. То, что во Владикавкзе до сих пор работает киностудия, работающая в технике кино, дает надежду на возрождение кинематографии. Студия была создана в 1946 году, и в советские времена на ней снималось до 30 фильмов в год. Сейчас же это где-то 3 - 4 фильма. Недавно на студии закончила работу над фильмом «Дети индиго» о детях-вундеркиндах Людмила Магкеева, идет монтаж часового фильма «Законы гор» об обычаях народов Кавказа, также снимается фильм о Мухтарбеке Кантемирове. Жизнь идет…

- Кто вошел в вашу съемочную группу?

- Прежде всего, хочу сказать об операторе Георгии Гаврилове. Он из Ставрополя, снял более 60 фильмов. Этот человек очень любит природу Кавказа, чувствует ее, а это очень важно. Далее музыка. Музыка в фильме играет немаловажную роль, и не все композиторы могут писать для кино. У нас в фильме состоялся дебют композитора Елены Арзумановой, выпускницы Ереванской консерватории. Она написала очень яркую, запоминающуюся тему главного героя, кавказский вальс. Дебют весьма удачный. Мне кажется, Елена будет очень много работать в кино. Елена Арзуманова работала совместно с аранжировщиком Русланом Абаевым. Тандем удался. Директор фильма, а это человек, отвечающий за финансы и за то, чтобы съемочная группа чувствовала себя комфортно, - Моника Суанова. Для нее это тоже был первый самостоятельный фильм, ей удалось создать для нас максимально благоприятные условия.

- За этим перечислением ты скромно умалчиваешь о сценаристе и режиссере фильма.

- Я являюсь режиссером и автором сценария, а автор закадрового текста – Виктор Буйвидас. Виктор – профессиональный сценарист, выпускник ВГИКа, по его сценарию на «Ленфильме» был поставлен полнометражный игровой фильм. Но для документального кино он никогда не писал, так что это был тоже своеобразный дебют в документальном кино.

- Ну а для тебя это какой по счету фильм?

- Седьмой. Я не беру в расчет другие технологии, такие, как съемка на видео, dvd
– на них легче работать. После последнего фильма «Палитра Тибула» был перерыв в десять лет.
Но я еще хочу сказать, что в нашем фильме есть игровая роль рассказчика, открывающего для себя мир Григория Гагарина, в ней снялся очень известный на юге Осетии актер Сослан Бибилов – звезда югоосетинского театра. Человек талантливый и трудоспособный. Из последних его работ можно отметить работу на радио – он прочел весь «Нартский эпос». Но в документальном кино у него тоже был дебют.

- Для доброй половины вашей съемочной группы фильм оказался дебютным…

- Это так, но мне хотелось бы отметить еще одного человека. Это наш оператор комбинированных съемок Сергей Будтуев. Он умер во время съемок. Для него этот фильм оказался последним. Он 35 лет проработал на студии кинохроники, начинал осветителем, пройдя все этапы, стал кинооператором. В «Потомке великого князя» у него был большой объем работ. Нужно было обработать на мультстанке литографии Гагарина – заставить их «ожить». Сергей Будтуев блестяще справился с работой, несмотря на то, что аппаратура оставляет желать лучшего. Светлая ему память...

- Как ты пришла в кино?

- Мне повезло, я поступила с первого раза на Высшие курсы сценаристов и режиссеров кино при Госкино. Это учебное заведение существует с 1963 года, оно рассчитано на людей, уже имеющих высшее образование и хорошо тем, что в нем не преподают общих предметов – два года изучаются только специальные дисциплины, необходимые в профессии. Когда учишься, кажется, не так учат, не тому... а потом понимаешь, что необходимую базу знаний, бесспорно, дали. Там, что говорится, ставят глаз. Допустим, показывается хороший классический фильм, на одном занятии его разбирает звукорежиссер, рассказывая, как в нем сделан звук, на другом – оператор, на третьем – сценарист… Мы - испорченные зрители, потому что смотрим не сам фильм, а то, как он построен, как поставлен звук, со скольких камер снимался эпизод... Что-то беру себе на вооружение, какие-то секреты разгадать не удается.

- Когда состоится премьера фильма?

- Сейчас в Москве делают копию фильма. Премьера, скорее всего, пройдет в Доме кино. Это камерный зал, куда приходят, в основном, коллеги. То есть «киношники» видят, что снимают другие «киношники», а широкий зритель… Вообще, собственник фильма – агентство по кинематографии, и если оно сочтет нужным, то фильм может быть показан, например, на канале «Культура», или может быть издан на dvd-диске для домашнего просмотра.

- И все-таки назначена дата премьеры?

- Ориентировочно - середина ноября.

- Надеюсь, мы все-таки станем зрителями этого фильма. А тебе хочется пожелать, как это ни банально звучит, творческих успехов – побольше фильмов и не только документальных, но и игровых!

Юлия СТАРЧЕНКО



Top


Комментарии Отключены